Готовимся к экзамену по русскому языку (9 класс) |
Завершение 9 класса для школьника можно рассматривать как определенный рубеж в изучении курса русского языка. Объем знаний и круг умений, которыми должны овладеть учащиеся, зафиксирован в нормативных документах. На основании этих документов разработана новая форма экзаменационной работы для итоговой аттестации. ТЕКСТ ДЛЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты. |
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕН
1.Этап определения темы текста | Отвечаю на вопрос: «О чем текст?» | Как определить тему? Тема определяется различными способами: -по началу текста -по ключевым словам -по ключевым эпизодам -по поступкам или размышлениям героев (автора) -по заглавию текста | |||||
2.Этап определения идеи текста | Отвечаю на вопрос: «Зачем автор его написал?» «Какую мысль хотел выразить?» | Что нам помогает сформулировать идею? -общая тональность звучания текста -настроение, которое вызывает прочтение текста -отношение автора к событиям, героям -наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции) | |||||
3.Этап определения структуры текста | Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. | Композиция текста – построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Как сформулировать тезис? Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. | |||||
4.Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы. | Выполнения задания: «Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего». «Определите микротему каждого абзаца». Запишите ее кратко, ответив на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?», «Какие предложения являются основными?» Абзацы пронумеруйте. | Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев. Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения. Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста. | |||||
5.Этап моделирования сжатого изложения | Снимите нумерацию абзацев – микротем. Соедините в текст, сохраняя абзацное членение. | Как соединить содержание микротем в текст? Использовать лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы. | |||||
№ абзаца | |||||||
1. Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Мечта – это что-то волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, а она позволяет верить в лучшее. 4. Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому, невзирая на возможные препятствия. 5.Стремление к осуществлению мечты наполняет нашу жизнь смыслом на много лет и делает нас добрее и лучше. | |||||||
ПРИМЕР СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ. | |||||||